«Необходимо усовершенствовать законодательство о традиционном природопользовании», — заявил координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников на заседании дискуссионного клуба ПОРА «Экологические аспекты устойчивого развития арктических территорий в условиях промышленного освоения», которое было организовано в Москве совместно с Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия). Он выступил модератором мероприятия.
На заседании рассматривались такие проблемные вопросы, как реализация права народов Севера на традиционное природопользование (охота, рыбалка, оленеводство и т. п.), промышленное освоение территорий традиционного проживания народов Севера и учет его влияния на традиционный образ жизни, создание системы управления отходами в Арктике, а также ликвидация накопленного экологического ущерба.
Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Михаил Погодаев поделился опытом региона по решению вопросов промышленного освоения территорий, исконно принадлежащих представителям коренных народов. «Как измерить ущерб? Когда речь идет о компенсациях, нужно понимать, на каком основании рассчитывается их размер. В Республике Саха уже около десяти лет существует практика этнологической экспертизы, которая помогает в решении этого вопроса. В целом ее можно назвать успешной, на сегодня выплачено 103 миллиона рублей компенсаций владельцам участков. Однако некоторые сложности остаются. Большой бизнес понимает эту необходимость, однако есть проблемы с небольшими компаниями, которые не желают проводить этнологическую экспертизу, поэтому нам пришлось внести изменения в КоАП. Кроме того, на экспертизу уходит около шести месяцев, компании жалуются, что это много, сейчас стоит задача сократить сроки», — сказал он. Михаил Погодаев также отметил, что в свете разработки Баимской рудной зоны очень важно выработать совместный подход с Чукотским автономным округом к строительству дороги и загрузке порта.
Добыча полезных ископаемых в Арктике влияет на окружающую среду и территории традиционного природопользования не точечно, а по всей цепочке поставки, дополнил его Александр Климентьев, советник представительства Республики Саха (Якутия) при президенте РФ. «Северная Якутия — зона активного лицензирования по углеводородам, алмазам, золоту. С учетом транспортировки углеводородов по Севморпути в зону влияния попадает практически все российское побережье, а это как раз территории проживания КМНС. То же самое относится к дорогам, трубопроводам», — сказал он.
«Этнологическая экспертиза, которая принята в нашей стране, — это, можно сказать, ноу-хау, потому что в той же Канаде ее нет, есть оценка социального воздействия», — сказала Наталья Новикова, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. По ее словам, опыт Канады показывает, что очень важно общественное обсуждение больших инфраструктурных проектов.
Традиционное природопользование — это вид хозяйственной деятельности, который принципиально важен для Арктики и законодательно очень плохо урегулирован. Например, он регулируется законодательством о КМНС, но не все, кто занимается традиционными видами деятельности, относятся к малочисленным народам, отметил Михаил Жуков, секретарь научного совета Научно-координационного центра по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера.
«Складываются ситуации, когда у человека в погребе лежит две рыбы, к нему приходят из Росрыболовства и обвиняют в том, что он браконьер. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, необходим закон о любительском рыболовстве. Необходимо совершенствовать многие аспекты законодательства, например включить технику для оленеводства в перечень для получения сельскохозяйственных субсидий», — согласился с ним Александр Воротников.
Кроме того, участники отметили необходимость поддержки для традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов Севера. «Традиционное хозяйство низкомаржинально. Новые технологии, особенно в переработке, сложны. Без поддержки их освоить невозможно, и невозможно выйти на рынок сбыта. В то же время, например, шкура и мясо оленя — это процентов 15 от того, что можно из него получать. При использовании современных технологий у традиционных видов деятельности есть потенциал для того, чтобы стать высокомаржинальными», — отметил Михаил Жуков. По его мнению, все коренные жители АЗРФ, которые занимаются традиционными видами деятельности, должны иметь статус резидентов Арктической зоны, дающий налоговые преференции.
При поддержке Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха в Москве прошло заседание ПОРА
НИА-Саха