Пандемия вносит коррективы в жизнь регионов, заставляя принимать нестандартные решения и искать новые точки роста. О том, как власти Якутии адаптируют экономику к новым реалиям, и о реализации арктической стратегии региона в условиях пандемии в интервью ТАСС рассказал глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, пандемия стала серьезным вызовом для российских регионов. Как система здравоохранения республики справляется с новыми реалиями?
Действительно, эпидемиологическая ситуация в Якутии сложная. Однако за короткое время нам удалось перестроить существующую систему здравоохранения. Я бы хотел выразить огромную благодарность нашим медикам, которые находятся на передовой и работают в очень непростых условиях.
Мы увеличили число коек для больных коронавирусом до 2643. Число реанимационных коек увеличено до 675, 177 из которых — с аппаратами искусственной вентиляции легких. Огромную роль в борьбе с коронавирусом играет своевременная точная диагностика. У нас работают 15 лабораторий, которые за сутки делают около 6 тыс. анализов — это один из самых высоких показателей по стране.
Исходя из сложившейся ситуации, мы вводим новые ограничения. В частности, бюджетным учреждениям рекомендовано перевести не менее половины сотрудников на дистанционный режим работы. Северо-Восточный федеральный университет полностью перевел студентов на дистанционный режим обучения.
— Как пандемия повлияла на региональную экономику?
— Конечно, она оказала значительное влияние. Однако, несмотря на вводимые ограничения, в экономике республики отмечается рост по основным направлениям. За январь — сентябрь 2020 года (к аналогичному периоду 2019 года — прим. ТАСС) отмечается рост добычи нефти — объемы выросли на 12,9%. Рост обусловлен выходом на полную мощность трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» и ростом добычи нефти ООО «Таас-Юрях нефтегазодобыча», ПАО «Сургутнефтегаз» и АО «РНГ».
Помимо роста добычи нефти наблюдается и увеличение добычи природного газа — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года его добыча выросла в 3,2 раза благодаря реализации проекта по освоению Чаяндинского месторождения силами ПАО «Газпром» и ввода в декабре 2019 года магистрального газопровода «Сила Сибири».
Также отмечается устойчивый рост в золотодобывающей промышленности — по сравнению с январем — сентябрем 2019 года увеличение добычи золота составило 7,5%. И это несмотря на высокую базу прошлого года — по итогам 2019 года Якутия добыла 36,5 тонн золота и вошла в тройку лидеров среди субъектов РФ.
— А в каких отраслях есть проблемы?
— За девять месяцев этого года добыча угля упала на 9,8%. Это связано с плановым снижением объемов добычи компанией «Колмар» в связи с падением цен на сырье. Несмотря на текущую негативную динамику, у отрасли большие перспективы. Так, в сентябре состоялся запуск первой очереди проекта по строительству обогатительной фабрики «Инаглинская-2» — шахты «Инаглинская» и фабрики «Инаглинская-2» мощностью 6 млн тонн угля в год. В 2023 году планируется завершить строительство второй очереди проекта. Проектная мощность которого составит 12 млн тонн переработки угля в год.
Этот проект предусматривает формирование единого производственно-логистического комплекса по добыче, переработке и отгрузке угля. В единый производственно-логистический комплекс по добыче полезных ископаемых, их переработке, транспортировке и перевалке для дальнейшего экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона входит морской угольный терминал АО «ВаниноТрансУголь» в поселке Ванино Хабаровского края мощностью 12 млн тонн перевалки угля в год. Его также запустили в сентябре.
— Как чувствует себя алмазно-бриллиантовый комплекс?
— Рынок постепенно восстанавливается. По итогам сентября 2020 года реализация алмазно-бриллиантовой продукции компании «Алроса» составила $336 млн. Как известно, пандемия коронавирусной инфекции довольно сильно ударила по алмазно-бриллиантовой отрасли, а ведь в начале 2020 года она только начала оправляться после кризиса отрасли 2019 года. По итогам сентября 2020 года продажи даже превысили продажи в сентябре 2019 года ($258,7 млн). Однако результаты за январь — сентябрь 2020 года пока все же слабее за счет низких продаж весной и в начале лета, что обусловлено введением ограничений по всему миру.
Есть надежда на скорое восстановление рынка — спрос на алмазы нормализуется как у гранильных компаний, так и в ритейле. На ключевых рынках сбыта, в том числе в США и Китае, покупатели постепенно возвращаются в ювелирные магазины, в том числе и онлайн-магазины. Тем более применение новых технологий позволяет осуществлять дистанционные показы сырья.
И все же говорить об относительно уверенном восстановлении спроса можно будет только по итогам важнейшего для ювелирного рынка праздничного сезона, приближение которого в этом году совпало с усложнением эпидемиологической обстановки в ряде стран.
— Как на развитие Якутии повлияет утвержденная в сентябре национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока?
— Программа разработана с учетом всех конкурентных преимуществ Республики Саха (Якутия), а также с учетом факторов сдерживания экономического развития. Одним из них является низкая плотность транспортной инфраструктуры — только 20,9% территории республики имеют круглогодичную транспортную доступность.
Для решения этой проблемы в программу включено строительство моста через реку Лену, что позволит увеличить не только уровень круглогодичной транспортной доступности (приблизительно до 70%), но и значительно снизить цены на большинство товаров в Якутске и близлежащих районах. Это произойдет за счет снижения транспортно-логистических расходов при завозе товаров, экономии бюджета при снижении затрат на завоз, а также поможет привлечь инвестиции в проекты перерабатывающей промышленности.
Благодаря принятию национальной программы развития Дальнего Востока на федеральном уровне закреплена дата окончания строительства Ленского моста — до 2024 года включительно. Строительство моста должно завершиться к этому сроку. При этом правительству Якутии обеспечена поддержка федеральных органов власти в реализации данного проекта.
— Айсен Сергеевич, в этом году вы утвердили стратегию развития Арктической зоны Якутии до 2035 года. Какие основные цели ставит этот документ?
— Якутская Арктика — это 1,6 млн кв. км: огромная территория, большое количество труднодоступных населенных пунктов, отсутствие круглогодичных дорог и инфраструктуры. И для нас развитие этой территории — стратегически важная задача.
Стратегия призвана повысить качество жизни якутян, которые живут в арктических районах. По инновационному сценарию реализация стратегии предполагает снижение уровня бедности в Арктической зоне к 2030 году в два раза по сравнению с показателем 2017 года, уровня общей безработицы — до 8,3%, сокращение доли ветхого и аварийного жилого фонда — в 5,3 раза.
Ожидается, что ежегодный грузопоток достигнет 2,3 млн тонн, а налоговые доходы арктических районов вырастут почти в три раза. Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов в рамках стратегии по инновационному варианту составляет 717,1 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 162,1 млрд рублей, регионального бюджета — 27 млрд рублей.
При промышленном освоении нужно понимать, как хрупка и уязвима Арктика, как важно бережное отношение к ее уникальной природе, к традициям коренного населения. В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) сохранился большой пласт культурных традиций коренных народов Севера. В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русское старожильческое население (русскоустьинцы и походчане) — потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей. Стратегия предусматривает создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития коренных жителей Арктической зоны, сохранение и развитие традиционной культуры, стимулирование занятости и самозанятости в традиционных отраслях.
Фото и источник ЯСИА