В 2022 году в рамках совместной работы Научно-технического совета Росприроднадзора и ПОРА эксперты начали работу над созданием Красной книги Арктической зоны РФ как национального компонента международного проекта по сохранению арктической флоры и фауны Арктического совета. Его основная особенность - представление Красной книги российской Арктики как базы ГИС-данных и публичного сайта с интерактивной картой ареалов распространения исчезающих видов, их описания и изображений. Работы включают несколько этапов. На первом этапе специалисты ПОРА совместно со специалистами Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) оцифровали все местонахождения видов, внесенных в Красные книги регионов, входящих в Арктическую зону Российской Федерации полностью или частично, а также разработали действующую бета-версию системы, которую продемонстрировали участникам заседания Дискуссионного клуба.
“В условиях напряженных международных отношений, когда российские инициативы в Арктическом совете игнорируются, я считаю, что этот проект еще более важен, чем представлялось раньше. Международная научная инициатива, исходящая от России, - это инструмент для того, чтобы продолжить общение между экспертами из разных стран”, - считает председатель правления ПОРА Николай Доронин. По мнению многих участников дискуссионного клуба, подобные научные проекты способны послужить нормализации интернациональных отношений в Арктике.
Создание арктической Красной книги - российской, а затем и циркумполярной, - было одним из основных планировавшихся направлений международного научного сотрудничества в Арктике до 2022 года. Эту работу необходимо продолжать в России, которой принадлежит значительная часть арктических территорий, особенно в связи с климатическими изменениями, сообщил заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН Аркадий Тишков. “Очень важно, чтобы, чтобы эта геоинформационная система, которая будет пополняться интерактивно, была живой, не только поддерживалась инициативными группами, но и работала в “деловом” режиме”, - сказал эксперт.
Тем не менее, в среде экспертов возникают споры о методологии создания Красной книги. Нужно ли включать в нее редкие виды, живущие в пограничных климатических зонах и заходящих в Арктику единично? Считать ли арктическими мигрирующие виды (например, перелетных птиц)? Необходима ли представленность всего арктического разнообразия, которое включает, по оценкам экспертов, около 26 000 видов растений и животных?
По мнению Аркадия Тишкова, необходимо обращать внимание на виды, которые реально находятся под угрозой, и которым требуется сохранение в пределах широкого ареала. Поэтому ГИС должна включать в том числе и миграционные пути. А Анна Белоусова, заведующая лабораторией Красной книги ВНИИ “Экология”, предостерегла участников дискуссии от “размытия” существующего механизма включения видов в Красную книгу России. По ее словам, обсуждая методологию, легко упустить из вида основную цель - сохранение биоразнообразия.
На данном этапе цель ученых, работающих над проектом ПОРА - создать короткий список находящихся под угрозой видов. В качестве “пилотной” группы были выбраны арктические водоросли. Сейчас под руководством доктора биологических наук Дениса Давыдова завершается отбор видов-кандидатов в Красную книгу российской Арктики, сообщил директор Лаборатории устойчивого развития ПОРА в Мурманске, заместитель директора КНЦ РАН по научной работе Евгений Боровичев.
«Современная Красная книга в том формате, в каком она существует, перестала быть рабочим инструментом, это уже подарочные издания. Специалисты, которые занимаются этими таксонами, ссылаются не на Красную книгу, а на конкретные нормативные акты. Пришло время вернуть Красную книгу в состав инструментов научной деятельности. А для этого она должна стать электронной базой знаний, где специалисты могли бы получать всю необходимую. информацию», – уверен Михаил Жуков, член Научно-технического совета при Росприроднадзоре.